ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ В АНТИЧНОСТИ

Ок. 2600 до н.э.: Имхотеп пишет тексты по древне-египетской медицине с описанием диагноза и лечения около 200 болезней эпохи третьей династии Египта.

Имхотеп – древнеегипетский мудрец и врач эпохи третьей династии Египта. Имхотепу приписывается основание египетской медицины. В частности, он считался автором «папируса Эдвина Смита» - фундаментального медицинского исследования, которое хоть и относится к 1700-1550 до н.э., но основано на материалах, известных с Древнего или даже Раннего царства. В этом папирусе впервые определяются реальные причины многих болезней.

Ок. 2596 до н.э. : Легендарная дата составления Хуан-ди Нэйцзин Линшу Сувень (классический трактат Жёлтого Императора по медицине), в котором закладываются теоретические основы традиционной китайской медицины.

Этот трактат представляет собой самый древний, сохранившийся на настоящий момент, классический труд по вопросам китайской медицины и организмики, закладывает теоретическую базу и основу для дальнейшего развития традиционной китайской медицины. Он Состоит из двух частей, которые соответственно называются «Су-вэнь», или «Вопросы о простейшем», и «Лин-шу», или "Ось духа". Каждая из частей включает в себя по 81 разделу.

В настоящее время часто говорится о феномене традиционной китайской медицины, отдельные методики и теоретические постулаты которой уже широко применяются в мировой клинической практике. Китайское учение о функционировании человеческого организма дает возможность западному человеку по-новому взглянуть на проблемы здоровья, на возможности предотвращения и лечения заболеваний; Интерес к альтернативным системам медицины, к новым оздоровительным практикам в настоящее время огромен. Хотя книга написана в виде диалогов между Желтым Императором и его придворным мудрецом Ци-Бо (по другим источникам — Небесным наставником), тем не менее считается, что легендарный Желтый Первопредок, император Хуан-Ди никакого отношения к авторству данного текста не имел, а имя его было использовано авторами или компиляторами текста для придания большего авторитета своей работе.

Трактат «Хуан-Ди нэй-цзин» оказал огромное влияние на последующее развитие китайской медицины, так как именно он является отправной точкой для всех дальнейших исследований. Ценность трактата не только в том, что он излагает медицинские знания, дает способы лечения и профилактики болезней, но еще и в том, что он содержит в себе большое количество информации по астрономии, биоритмике, философии и другим наукам древнего Китая, в которых человек рассматривается как неотделимая часть остальной вселеннной, и это определяло общий подход к проблемам здоровья и болезни.

По «Нэйцзин» основной принцип лечения состоит в восстановлении связи между субстанциями инь и ян, в восстановлении равновесия. И если имеет место преобладание, избыточность одной из субстанций, тогда применяется методика, которая, отталкиваясь от констатации синдрома полноты, или ши-чжэн, заключается «в разрушении излишнего». И, наоборот, при недостаточном развитии одной из субстанций применяется лечебная методика «восполнения недостаточного».

Ок. 1500 до н.э. : Шафран используется как лекарственное средство на Эгейском острове Санторини в Древней Греции.

Существует гипотеза, что шафран (крокус – по-латыни или зеферан – по-арабски) – смая древняя приправа на Земле. Название этого растения происходит от греческого «kroke», что в переводе означает «нить, волокно». С арабского «sepheran» переводится как «жёлтый». История растения уходит корнями во времена последнего этапа каменного века, неолита, а это период не ранее 7 000 лет до нашей эры (в некоторых странах неолит датируется 10 000-ми лет до н.э.). Уже с этого момента известно об использовании красок на основе шафрана в наскальных рисунках древних людей.

Шафран как основной компонент входит в состав 300 прописей лекарственных средств восточной медицины. В шафране содержатся такие витамины, как В1 и В2, а также гликозиды и флавоноиды, сахар, жирное и эфирное масла, фосфор и кальций, камедь.

Шафран обладает антисептическими свойствами. Как афродизиак усиливает потенцию. Лечит анемию и улучшает состав крови. Помогает при лечении сердечнососудистых заболеваний. Улучшает обмен веществ в организме и в целом омолаживает клетки кожи. Помогает при расстройствах нервной системы.

С древних времён было известно, что шафран обладает уникальными свойствами. Он способен избавлять от боли, депрессии и меланхолии, так как способствует выработке серотонина – гормона радости. Таким образом, шафран – лёгкое психотропное вещество, не вызывающее привыкания.

Вдыхание аромата шафрана благотворно действует на органы дыхания и помогает заснуть. Примочки из шафрана снимают сильную головную боль и помогают при воспалении уха. Кроме того, шафран уменьшает чувство голода и снимает похмельный синдром. Однако, шафран, принятый с вином, усиливает опьянение. Чрезмерная доза шафрана может привести к сильному возбуждению и напряжению органов чувств.

Ок. 500 до н.э. : Сушрута пишет аюрведический текст «Сушрута Самхита», в котором описывает более 120 хирургических инструментов, 300 хирургических операций, классифицирует человеческую хирургию на 8 категорий и описывает пластическую хирургию.

Сушрута самхита - второй по значимости трактат Брихат Трайи - посвящен шалакья - или хирургии. Самхита - единственный дошедший до нас завершенный труд по практической хирургии. Другие труды, написанные его учениками или последователями, утеряны или плохо сохранились.

Махабхарата упоминает Сушруту как сына Вишвамитры, королевского мудреца, что совпадает с его собственными словами в Сушрута Самхите.

Время написания Сушрута Самхиты также невозможно определить с точностью. Доподлинно известно, что редактором труда Сушруты был Нагарджуна, живший в четвертом столетии до н.э. Мнения исследователей разделяются - одни считают, что Сушрута жил за два века до рождения Будды, другие - что он был его современником.

В Индии ведического периода, как и в Древнем Египте, соблюдался принцип разделения труда - существовало несколько специальностей врачей. Во времена Сушруты были рогахара (терапевты), шальяхара (хирурги), вишахара (специалисты по лечению отравлений), критьяхара (изгоняющие злых духов) и бхиша-атхарваны (исцеляющие с помощью магических заклинаний. Из разрозненных в Ведах и Брахманах знаний о травах, силах природы и заклинаний Сушрута составил такой труд, который и поныне восхищает весь мир.

Трактат Сушруты начинается с раздела Сутрастхана, посвященного общим вопросам - сути медицинской науки, обучению и качествам врача, правилам врачевания, теории дош, фармакопеи, описанию хрургических инструментов и прочему. Объясняются влияние различных времен года на растения и людей. Второй раздел - Нидана стхана - посвящен патологии, третий - Шарирастхана - анатомии и эмбриологии, четвертый (Чикитсастхана)- терапии, пятый (калпастхана) посвящен токсикологии. Последняя часть образует Уттарастхану - дополнительную книгу по терапии различных болезней.

Сушрута самхита представляет систематический метод практического обучения хирургов, компилируя методы и средства, разрозненные по обширному кругу ведической литературы. Практическая хирургия требует хорошего знания практической анатомии. Приносимые в жертву животные предоставляли превосходный материал для разработки сравнительной анатомии. Именно Сушрута первым классифицировал все хирургические операции, разделив их на пять видов, и сгруппировал их под названиями ахарья (извлечения твердых тел), бхедья (иссечение), чхедья (разрезание), эшья (исследование), лекхья (скарификация), сивья (наложение швов), ведхи (пунктирование) и висраванья (выведение жидкости).

Сушрута распознает сто двадцать пять различных инструментов, имитирующих по форме (и по названию) части тел зверей и птиц, и разрешает хирургу изобретать новые инструменты для нужд каждого отдельного случая. Квалификации и оборудование хирурга - фактически те же самые, что применяются в наши дни. Перед хирургической операцией пациенту рекомендовался отдых, комната, в которой должна проводится операция, должна была быть окурена дымом белой горчицы, листьями нимба и смолой эвкалипта для обеззараживания. Также антисептическими средствами обрабатывались и инструменты. Операции на глазах, акушерские и другие операции совершались только очень опытными хирургами и с особыми предосторожностями. Сушрута проводил пластические операции, первым успешно применяя пересадку кожи с соседних с поврежденным участков. Ему приписывают также и операции по удалению катаракты, которые были неизвестны хирургам Древней Греции и Египта. Производились также операции кесарева сечения, требующиеся в тех случаях, когда припарки и окуривания были недостаточными для естественного родоразрешения. Его предписания о послеродовом уходе, кормлении и заботе о ребенке соответствуют современным европейским разработкам.

Во время обучения хирурги тренировались на искусственных объектах, походящих на пораженные болезнью органы, используя плоды растений, мешки, наполненные водой, мочевые пузыри мертвых. Искусству кровопускания обучались на сосудах мертвых животных и на стеблях водной лилии; искусству извлечения твердых тел - на панаса (Artocarpus Integrifolia) и плоде шахнали (Bombox Malabaricum, перевязки - на макетах, катетеризации - на незатвердевшем глиняном сосуде, заполненном водой. Обучение практической анатомии, тем не менее, во времена Сушруты сталкивалось с немалыми трудностями, так как отсутствие кремации и вскрытие трупа индусы воспринимали как препятствие очищению души в погребальном огне и ее дальнейшему воплощению.

Сушрута предъявляет высочайшие требования к дисциплине и этике молодых врачей, призванных блюсти чистоту тела и ума. Во время инициации ученика торжественно призывают отринуть чувственность и гнев, жадность к деньгам, гордость, тщеславие, недовольство, эгоизм, праздность, обман и т.д. Врач должен лечить всех нуждающихся так, как он лечил бы своих родных, отказывая лишь охотникам, птицеловам и закоренелым грешникам. Особенно подчеркивалось, что врач не должен приступать к практике, не усвоив одинаково практические и теоретические знания.

Ок. 500 до н.э: Бянь Цюэ становится первым известным врачом, использующим акупунктуру и диагноз по пульсу.

Бянь Цюэ (Цинь Юэжэнь) (407—310 гг. до н. э.) – знаменитый врач эпохи Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.). Первый врач, чья биография представлена в официальных китайских письменных источниках. Родился на территории современной провинции Шаньдун. В свое время, будучи смотрителем небольшого постоялого двора, изучал медицину у одного из постояльцев по имени Чан Санцзюнь. Применял четыре приема диагностики традиционной китайской медицины — осмотр, выслушивание, расспрос и пальпацию пульса, глубоко постиг методы лечения внутренних, наружных, женских, детских болезней и болезней органов чувств, был искусен в приготовлении отваров из лекарственных трав, иглоукалывании и прижигании, массаже. Выступал против колдовства и предрассудков. Странствовал из одного царства в другое (на территории современных провинций Шэньси, Шаньси и Хэбэй), оказывая помощь больным. Пользовался глубоким уважением народа. Имел множество учеников. Согласно записям в «Хань шу» (Книга о династии Хань), являлся автором «Бянь Цюэ нэй цзин» (Канон Бянь Цюэ о внутреннем) и «Бянь Цюэ вай цзин» (Канон Бянь Цюэ о наружном), которые к настоящему времени утеряны. Также считается, что Бянь Цюэ был автором первоначального варианта книги «Нань цзин» (Канон трудностей).

Однажды в княжестве Го вылечил наследника престола от болезни «обморока трупом», произведя иглоукалывание в точке Бай-хуэй VG.20. Наследник был без сознания в течение нескольких часов и родственники считали, что он уже умер.

Бянь Цюэ был убит из зависти начальником Императорского медицинского приказа царства Цинь.

В Китае диагностика по руке существует уже много веков. Есть поговорка: «Если каналы проходимы, боль отсутствует. При появлении боли каналы непроходимы.» Она означает, что во время болезни акупунктурные точки, расположенные на меридианах «цзин-ло», становятся каналами по передаче информации о заболевании и отражают патологические изменения, происходящие в организме. В эпоху Воюющих царств (период Чжаньго) знаменитый врач Бянь Цюе начал использовать метод диагностики болезней по руке. Более 2000 лет тому назад в медицинском трактате «Хуан ди нэй цзин» было отмечено, что организм — это единое целое; нарушение работы одного из органов отражается и на других органах. В древнем медицинском трактате «Лин шу» приведены записи о методах диагностики по линиям на ладони и методах лечения при помощи воздействия на точки, расположенные на руке.

Традиционная китайская медицина считает, что на пальцах рук расположены акупунктурные точки, тесно связанные с внутренними органами. Если очень болит кончик какого-либо пальца, значит, болен соответствующий орган. Вы можете попробовать надавить двумя пальцами одной руки на кончик пальца другой руки у основания ногтя. Продвигайтесь от мизинца до большого пальца. Каждый палец отвечает за определенный орган. Возникновение боли при надавливании на палец означает нарушение работы определенного органа.

420 до н.э: Гиппократ утверждает, что болезни имеют естественные причины и формулирует клятву Гиппократа, ставшую рождением медицины на Западе.

Гиппократ (около 460 года до н. э., остров Кос — между 377 и 356 годами до н. э. о-в Ларисса) — знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины».

Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря.

Всю свою продолжительную жизнь Гиппократ посвятил медицине. Умер он в преклонном возрасте (по разным источникам от 83 до 104 лет) в городе Лариссе, где ему был установлен памятник.

Имя знаменитого врача Гиппократа, заложившего основы медицины как науки, связано с разнородной коллекцией медицинских трактатов, известной как Гиппократовский корпус. Подавляющее большинство сочинений Корпуса было составлено между 430 и 330 гг. до н. э.. Они были собраны в эллинистическое время, в середине III в. до н. э. в Александрии.

Комментаторы данного сборника ещё в античное время (в частности Гален) отметили неоднородность стиля и противоречивость содержания Гиппократовского корпуса. Одни предположили, что Гиппократ прожил очень долго, и, следовательно, некоторые сочинения написал молодым, а другие в старости. Другие считали, что было целых семь людей, членов семейства Гиппократа, труды которых также вошли в Гиппократовский корпус (среди них сыновья Фесалл и Драконт, зять Полиб).

Из них принадлежащими непосредственно Гиппократу исследователи признают от 8 до 18 сочинений.

Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» — описаний течения заболеваний.

Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках.

Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются способы применения повязок(простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием.

Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

«Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

обязательства перед учителями, коллегами и учениками;

принцип непричинения вреда;

обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);

принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;

принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;

принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;

обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;

обязательство личного совершенствования;

врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

300 до н.э: Чарака пишет аюрведический текст Чарака Самхита, в котором используется рациональный подход к выявлению причин и лечению заболеваний и используются объективные методы клинического обследования.

"Чарака Самхита" - самый древний из дошедших до нас аюрведических трактатов, главный труд в области кайячикитсы - терапевтического направления медицины - это непререкаемый научный и этический кодекс, камертон, по которому настраивают свою работу сотни тысяч мастеров Аюрведы.

Чараку, записавшего «Чарака самхиту», считали воплощением Агнивеши, лучшего ученика Бхарадваджи. Чарака следовал традиции Кайя-чикитсы (лечение внутренних органов), и, так же, как и Агнивеша, принадлежал к школе чарана, или чарака, школе странствующих целителей. Об авторе самого знаменитого аюрведического трактата мы знаем очень мало. Даже время, когда был записан трактат, точно неизвестно, хотя большинство ученых склоняется к мысли, что его окончательный вариант принадлежит I веку н.э. Чарака, объединивший в своей работе множество самых значимых трудов по медицине и свой личный опыт, считает себя всего лишь редактором трактата Агнивеши, а свой труд - его пратисамкрита или переложением.

Согласно Чарака Самхите "…жизнь и знание о жизни существовала всегда, люди всегда знали о том, как исцелять свои болезни, и действовали в соответствии с законами Аюрведы" (Сутрастхана, 1.40). Но когда время стирает эти законы из памяти людей, на землю нисходит Дханвантари и возобновляет знание Аюрведы. Чтобы люди смогли запомнить это знание, Дханвантари делит его на восемь частей.

В "Чарака Самхите", состоящей из 120 глав и 8,400 шлок (метрических стихов), также восемь разделов: Основные положения (Сутрастхана); О теле (Шарирастхана); О чувственном восприятии (Индрия стхана); О причинах болезней (Нидана стхана); О передатчиках болезней (Вимана стхана); О лечении тела (Чикитса стхана); О правилах приготовления лекарств (Калпастхана); О счастье (Сиддха стхана).

"Чарака Самхита" посвящена как самым глубоким вопросам существования Вселенной и человека, так и самым подробным предписаниям по излечению болезней. Это знание о том, что основой Вселенной, как и человека, являются пять первоэлементов - эфир, воздух, вода, огонь и земля, и что человек управляем теми же силами, которым подчиняется весь мир. Тело человека, согласно Чараке, это сгущение разумной силы, а каждая клетка тела - это частица вселенского сознания, связанная со всеми другими частицами, и именно это позволяет человеку сознательно поддерживать здоровье. Это знание о свойствах материальной природы - гунах, и о трех принципах функционирования тела человека - дошах, дисбаланс которых становится причиной болезни. Это знание о том, что в основе здоровья и долголетия человека лежит равновесие между его материальной и духовной составляющей, о том, почему человек утрачивает это равновесие и в силу каких причин наступает болезнь. Пока человек не теряет своей связи с Богом, стремится к выполнению целей жизни (здоровью, благосостоянию, любви и духовному развитию), не преступает законов праведности, поддерживает силы тела правильной пищей и образом жизни, он остается здоровым, а когда отклоняется от правильного пути, получает болезни и несчастья. Это знание о том, что у тела есть собственный разум и врач должен быть лишь помощником в процесс е восстановления и его баланса. Это знание о том, как распознать болезнь на всех ее стадиях, как гармонично и ненасильственно исцелить тело и душу пациента, и о том, что врач должен лечить сознание человека так же, как его тело. Это знание о том, каким высоким нравственным идеалам должен следовать врач для того, чтобы выполнить свою духовную задачу и достичь успеха в своей профессии.

«Чарака Самхита» - это также и подробное описание методов обследования, диагностики и лечение различных болезней, детальное описание пяти очищающих и питающих клетки тела процедур панчакармы, основоположником которой считают Чараку, и рецептуры многочисленных лекарственных составов. Здесь содержатся подробные предписания о том, как применять внутренние и наружные лекарства, как собирать, правильно сочетать и готовить лекарственные средства. В трактате перечислено более 500 наименований лекарственных средств растительной, минеральной и животной природы, подробно классифицированных на 50 категорий согласно теории пяти первоэлементов и их терапевтическому действию.

"Чарака Самхита" - сама суть знания о естественном законе существования человека, об Аюрведе, которая говорит "…о хорошей или плохой, счастливой и несчастливой жизни, о том, что для жизни полезно, а что - вредно, каков срок жизни и какова сама ее природа", и цель которой "…поддержать здоровье в здоровом человеке и умерить болезни - в больном" (Сутрастхана, 1.41, 30.26).

"Чарака Самхита" - учебник, подробно объясняющий, как определить причину болезни, как по симптомам распознать вышедшую из равновесия дошу, как спрогнозировать течение болезни и назначить правильное лечение. Чарака считал, что для правильной диагностики врачу необходимо владеть аптаупадеша - знанием писаний, правильным обучением и образованностью, пратьякша - наблюдением или прямым восприятием, анумана - способностью к правильному выводу. Прямым восприятием Чарака считает "наблюдение, исходящее от единства духа, ума и чувств в особый миг", то есть не просто наблюдение, а проницательное восприятие. Он утверждает, что "Врач, который не может войти во внутреннее состояние своего пациента сияющим светом своего разума, не сможет излечить его болезнь"Врачам предписывалось лечить пациента от момента возникновения болезни до полного выздоровления, готовить лекарства своими руками и ставить интересы пациента превыше всякой корысти. Включенный в раздел Виманастханы текст о правилах ведения дискуссии обязывал врачей делиться своим опытом и советоваться с коллегами, считая их не соперниками, а друзьями.

Аюрведа, согласно Чараке, это знание, предназначенное для всех, хотя цель ее изучения может быть разной в зависимости от нрава и рода занятий людей: "Аюрведу следует изучать: брахманам - чтобы нести благо всем живым существам, правителям - чтобы защитить себя и свой народ, торговым людям - чтобы достичь процветания. Все могут изучать ее ради обретения добродетели, пользы и удовольствия".

290 до н.э. Герофилус изучает нервную систему и устанавливает различие между сенсорными и двигательными нервами.

Герофил (ок. 300 до н. э.), древнегреческий анатом и хирург. Первым стал проводить систематические вскрытия. Родился в Халкедоне ( Вифиния). Внук Аристотеля, ученик философа-стоика Хриссипа и знаменитого врача Праксагора. Большую часть жизни провел в Александрии. Имя Герофила часто упоминается наряду с именем его современника Эразистрата. Оба считали, что центром нервной системы является головной мозг, и различали «чувствительные» и «двигательные» нервы. Вместе с Эразистратом был основателем Александрийской медицинской школы. Герофил известен тем, что одним из первых получил разрешение от царя Птолемея Лагосского производить вскрытие трупов. Кстати, для этой цели ему доставали даже живых преступников. Вскрывая трупы, Герофил пришел к выводу, что головной мозг, во-первых, центр всей нервной системы, а во-вторых, орган мышления. К сожалению, достижения ученого не совпадали со взглядами Аристотеля и потому игнорировались. Прошло два тысячелетия, прежде чем догадки Герофила и его последователя Галена утвердились в умах европейских ученых. Заслуга Герофила заключается в том, что он один из первых в своем труде «Анатомия» подробно описал нервную систему и внутренние органы человека. Он установил различие между связками, сухожилиями и нервами, которые, по его мнению, являются продолжением белой субстанции спинного и головного мозга; проследил связь нервов с головным и спинным мозгом. Таким образом, он разграничивал спинной мозг от костного, показав, что первый является продолжением головного мозга. Герофил подробно описал части головного мозга (особенно мозговые оболочки и желудочки), а также описал срединную борозду мозга. Герофил не относил обонятельные нервы к черепным, а считал их частью мозговой субстанции. Он связывал происхождение движений с нервами, а параличи, по его мнению, выявляются в результате потери чувствительности или произвольных движений, либо тех и других.

Герофил положил начало учению об артериальном пульсе. Он понял связь между пульсом и деятельностью сердца, установил наличие систолы, диастолы и паузы между ними. Он написал сочинение по акушерству, хирургии. Герофил ввел много лекарственных средств, положил начало учению о специфическом действии лекарств.

Так же по мимо этого Герафилус описал печень и селезенку, сетчатку глаза и первый отдел тонких кишок (которые мы теперь называем «двенадцатиперстной кишкой»). Он также описал яичники. Герофил впервые обратил внимание на существование лимфатических узлов, но принял их ошибочно за железы. Место и время смерти великого врачевателя неизвестно.

250 до н.э.: Эразистрат изучает мозг и устанавливает различие между конечным мозгом и мозжечком.

Ведущим представителем Александрийской медицинской школы был Эразистрат (304-250 до н.э.) – ученик Теофраста и, по свидетельству Плиния, потомок Аристотеля. Он описал разветвления нервов: различал нервы двигательные и чувствительные.

Впервые слово «мозг» как название было введено Эразистратом. Им было довольно полно описано макроскопическое строение головного мозга, указано на наличие мозговых извилин и отверстий между боковыми и третьими желудочками, которые впоследствии получили название монроевых. Эразистрат описал мембрану, отделяющую мозжечок от мозга. Им впервые описываются доли мозжечка (термин «мозжечок» он также употребляет впервые).

Эразистрат установил различия между большим и малым мозгом (мозжечком). Он обратил внимание на извилины мозга человека и животных и связал их большую сложность у человека с более развитым интеллектом.

Эразистрату принадлежит авторство таких неологизмов, как, например, паренхима, плетора, булимия (буквально «бычий голод»), анастомоз (точнее synanastomosis; приставку syn- позднее отбросил Гален), сохранившихся до сих пор, хотя и существенно изменивших со временем свое значение.

В хирургии ему приписывают изобретение катетера.

Ему же приписывают открытие трехстворчатого клапана. Он считал, что в организме имеются две системы сосудов: одна – венозная, «кровяная», связанная с правой половиной сердца и заключающая в себе кровь, а другая – артериальная, «воздушная», несущая в себе воздух и пневму, которые поступают в левую половину сердца.

Эразистрат производил вскрытие умерших больных. Он установил, что в результате смерти от водянки печень становится твердой, как камень, а отравление, вызванное укусом ядовитой змеи, приводит к порче печени и толстого кишечника. Таким образом, Эразистрат сделал первые шаги по пути к будущей патологической анатомии.

Эразистрат направлял лечение на устранение причин застоя в организме: строгая диета, рвотные и потогонные средства, упражнения, массаж, обливания.

Эразистрат обратил внимание на то, что, помимо красных кровеносных сосудов, в человеческом организме есть еще и белые, из которых течет жидкость, похожая на молоко. Более двух тысяч лет назад эти сосуды называли «млечными путями».

Среди важнейших достижений хирургии александрийского периода – введение перевязки сосудов, использование корня мандрагоры в качестве обезболивающего средства, изобретение катетера (предписывается Эразистрату), проведение сложных операций на почке, печени и селезенке, ампутация конечностей, лапаротомии при завороте кишок и асците. Так, Эразистрат делал дренирование при эмпиеме, при заболевании печени накладывал лекарства прямо на печень после лапаротомии, спускал асциты и т.п. Таким образом, в области хирургии александрийская школа сделала значительный шаг вперед по сравнению с хирургией классического периода истории древней Греции (когда не производились вскрытия трупов и не делались полостные операции, а оперативное вмешательство практически сводились к лечению травм).

50-70: Диоскорид пишет De materia medica – предшественник современной фармакопеи, которая использовалась почти 1600 лет.

Педаний Диоскорид ок( 40 г. – ок. 90 г.) - древнеримский (грек по происхождению) врач , фармаколог и натуралист, один из основателей ботаники, Диоскорид Педаний родился в Аназарбе, Киликия, Малая Азия (совр. Назарва). Диоскорид много странствовал вместе с римской армией при императоре Нероне, занимаясь военной медициной, коллекционированием и определением растений. Диоскорид упоминается у Галена и Плиния.

Диоскорид много странствовал вместе с римской армией при императоре Нероне, занимаясь военной медициной, коллекционированием и определением растений.

Диоскорид упоминается у Галена и Плиния. Основная работа Диоскорида — «О лекарственных веществах» (лат. De materia medica) содержит описание 1 000 различных медицинских препаратов и 600 растений, разбитых на 4 группы: благовонные растения, пищевые, медицинские и винодельные. В Средние века «De materia medica» считалась основным источником по ботанике и фармакологии. Многие из названий растений, которые используются сегодня, были даны Диоскоридом.

В отличие от многих античных авторов труды Диоскорида не нуждались в повторном «открытии» в эпоху Ренессанса, поскольку никогда не исчезали из круга профессионального интереса. На протяжении 1500 лет они неоднократно переписывались с добавлением иллюстраций, комментариев, вставок из арабских и индийских источников. Многие из таких манускриптов, самые ранние из которых относятся к V—VII векам нашей эры, сохранились до наших дней. Самый известный из них — Венский Диоскорид (создан в начале VI века для Аникии Юлианы), хранящийся в Австрийской национальной библиотеке. Благодаря 435 тщательно выполненным рисункам растений и животных, Венский Диоскорид представляет не только научный, но и художественный памятник, образец византийского стиля.

180: Клавдий Гален изучает связь между параличом и разрывом спинного мозга.

Выдающимся исследователем античного времени, имя которого прочно вошло в историю медицины и биологии, был врач Гален, написавший множество трудов по всем отраслям медицины. Как великий врач, анатом и физиолог Гален получил всеобщее признание еще при жизни, а его авторитет в вопросах медицины, анатомии и физиологии считался непререкаемым на протяжении полутора тысяч лет.

Галена можно считать одним из величайших (наряду с Гиппократом) врачей античного мира и последним из знаменитых учеников школы Аристотеля.

Бесспорно, заслуги Галена в области медицины значительнее, чем в биологии. Его труды по медицине содержат множество сведений о растениях и животных, которые использовались во врачебном деле. Гален изучал анатомию овец, быков, свиней, собак, медведей и многих других позвоночных животных. Он подметил сходство в строении тела человека и обезьяны. Маленькая обезьянка Inuus ecaudatus во времена Галена была широко распространена на юго-западе Европы. Она послужила Галену основным объектом изучения мышечной системы, костей и суставов. Многие из наблюдений Галена, принятые за исследования человеческого тела, в действительности сделаны на этой берберийской обезьянке.

Большой вклад внес Гален и в развитие физиологии. В ее основу он положил учение Гиппократа о четырех первичных жидкостях, входящих в состав всех частей организма. Детальному изучению Гален подверг центральную и периферическую нервную систему. В частности, он исследовал функции нервов спинного мозга и пытался определить способ их действия на дыхание и сердцебиение.

Гален родился в 131 г. в Пергаме (Малая Азия) во времена правления императора Адриана. Отец Галена - человек весьма состоятельный и всесторонне образованный - сам занимался воспитанием сына. Позднее он передал его для продолжения образования лучшим учителям того времени, обучавшим главным образом философии и литературе. Именно в философской школе Аристотеля Гален овладел тонким искусством логического суждения (диалектикой), сделавшим его грозным противником в научных спорах. В возрасте 17 лет Гален увлекся медициной. Анатомию он изучал в Смирне и на Коринфе, методику лечения - в Лемносе на острове Кипр, врачевание травами - в Палестине.

В соответствии с религиозными представлениями Гален развивал мысль, что каждый орган человеческого тела создан богом в наиболее совершенной форме и в предвидении той цели, для достижения которой этот орган предназначен.

Умер ученый в возрасте 70 лет. Гален оставил после себя громадное научное наследие. Довольно верно и точно ученый описал функции отдельных органов, нервную систему, кровообращение, пищеварительный тракт, дыхательные пути, способы предупреждения и определения болезней; опубликовал собственную теорию об особенностях пульса. Много внимания посвятил Гален воображаемой "пневме" - какому-то таинственному носителю душевных процессов, проникающему в материю, формирующему и оживляющему ее.

Исключительно велики заслуги Галена в области экспериментальной медицины и анатомии. Он делал вивисекцию на обезьянах как на животных, анатомически наиболее близких человеку; разработал основы физиологии нервной системы. Его трудами о функциях нервов медики пользовались до XVIII века. В описание деятельности нервной системы Гален заложил мысль, что ее источником являются головной мозг и позвоночный столб, а не сердце, как доказывали представители школы Аристотеля.

Хотя в трудах Галена содержится много наивной и ошибочной информации и неверных взглядов, ввиду слабых познаний в области анатомии и физиологии, его школа уже тогда была на пути к действительно научной теории и методам исследований более поздних времен. Авторитет Галена сохранялся долгое время. "Так говорил Гален", - цитировали ученики слова учителя и верили им, как непоколебимой истине.

Однако авторитет Галена сыграл и отрицательную роль: довольно долго в науке существовало ошибочное мнение, что воздух поступает непосредственно в сердце через дыхательные пути, а кровь проходит из одного желудочка сердца в другой через отверстие в перегородке между желудочками.

Независимо от теории Гиппократа Гален создал собственную теорию о строении человеческого организма и о людских характерах, причем основой для нее послужили не столько исследования, сколько философские умозаключения. Он считал, что живые существа состоят из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня, которые в свою очередь дают начало четырем жидкостям (лимфам): крови, желчи, слизи и черной желчи. Если лимфы находятся в правильной пропорции, то и здоровье человека нормально, уравновешено. Если же начинает преобладать один из этих элементов, равновесие нарушается, что вызывает отклонения от нормальной деятельности организма. Это позволяло Галену утверждать, что болезнь овладевает организмом только в случае повреждения того или другого органа, что сохранило актуальность до нынешнего дня.

Гален был острым наблюдателем и обогатил медицинские и биологические науки многими открытиями.

220: Чжоан Чжунцзин публикует Шань Хань Лунь (о простудных заболеваниях), Самый Древний полный учебник по медицине, уделяющий особое внимание диагностике, лечению и прогнозу заболеваний.

Чжан Цзи был выдающимся врачом времени правления Восточной династии Хань (25–220 гг.). Родился на территории современной провинции Хэнань. С детства Чжан Цзи проявлял интерес к медицине. В молодости изучал медицину у своего земляка Чжан Боцзу.

Конец правления Восточной династии Хань (25-220 гг.) характеризовался многочисленными восстаниями и их жестоким подавлением, приведшим к гибели значительной части населения страны.

Кроме того, повсюду свирепствовали эпидемии. За 10 лет из более чем 200 родственников Чжан Чжунцзина от болезней умерло почти две трети, причём большая часть из них – от «болезни повреждения холодом». Это заставило его глубже исследовать древние медицинские книги, обобщить клинический опыт врачей древности. В результате появляется знаменитая книга «Шан хань цза бин лунь» (Рассуждения о повреждении холодом и разнообразных болезнях (из-за внутренних нарушений)), в первоначальном варианте состоявшая из 16 томов.

В ходе войн и смут, царивших в то время, книга была разрознена. Впоследствии Ван Шухэ (180-270 гг.) удалось собрать воедино и систематизировать записи Чжан Чжунцзина, из которых он составляет две книги: «Шан хань лун» (Рассуждения о повреждении холодом) и «Цзинь куй яо люэ» (Краткий очерк из золотого ларца).

Первая посвящена болезням от «повреждения холодом».

Вторая – различным болезням из-за внутренних нарушений.

В своей книге Чжан Чжунцзин предложил метод анализа и дифференциации синдромов шести пар каналов, а также принцип дифференциации синдромов по восьми принципам (Инь и Ян, наружный и внутренний, холод и жар, недостаток и избыток). Заложил основы методов определения принципов лечения на основе комплексной диагностики. Составил множество рецептов лекарственных препаратов. В лечении он предлагал сочетать лекарственную терапию с иглоукалыванием и прижиганием, при синдроме жара применять иглоукалывание, а при синдроме холода – прижигание.

Термин «восемь принципов» отражает восемь основных типов синдромов, распределенных на четыре пары:

наружный и внутренний;

холод и жар;

недостаток и избыток;

Инь и Ян.

Дифференциация синдромов по восьми принципам заключается в комплексном анализе различных патологических проявлений, установленных при помощи «четырех составляющих диагностики», определения места болезни, ее принадлежности к холоду или жару, а также силы патогенной и жизненной Ци. Она является основой дифференциальной диагностики в китайской медицине и имеет важное значение для определения направлений последующего леченгия.

215-282: Годя жизни Хуанфу Ми, который написал Чженьцзю Цзяицзин (азы иглоукалывания) – первый учебник, сосредоточивший внимание исключительно на акупунктуре.

Хуанфу Ми – Известный врач, ученый и историк, живший на стыке эпох правления династий Вэй (220— 265 гг.) и Цзинь (265—420 гг.). Родился на территории современной провинции Ганьсу.

Согласно записям в «Повествовании о Хуанфу Ми» из «Цзинь шу» (Книга о династии Цзинь), Хуанфу Ми был правнуком начальника военного приказа времен династии Хань — Хуанфу Суна, в свое время с особой жестокостью подавлявшего восстание «желтых повязок». Ко времени рождения Хуанфу Ми семья обеднела. Очень рано он осиротел, поэтому воспитывался в семье младшего брата отца. Позже эта семья в поисках лучшей доли перебралась в Синьань (на территории современной провинции Хэнань), взяв ребенка с собой. Денег на образование не хватало, поэтому в юношестве Хуанфу Ми лишь с трудом мог читать. Однако в возрасте 20 лет он с головой погрузился в учебу, забывая о сне и еде, и в конце концов стал известным в те времена ученым.

В возрасте 42 лет Хуанфу Ми серьезно заболел ревматизмом — сказались многолетняя усталость и усердные занятия, а также распространенные в те времена привычки в питании. Боли в правой ноге были такими сильными, что он даже хотел покончить жизнь самоубийством. Никто из врачей не мог помочь ему. Чтобы облегчить свои страдания, Хуанфу Ми обратился к медицинским книгам. Со свойственным ему усердием он глубоко изучил основные медицинские каноны. Сам производил укалывание точек на своем теле, если же сделать это было трудно, обращался за помощью к сыну. Кроме иглоукалывания и прижигания, применял массаж и постановку банок. Через четыре года полностью избавился от всех своих болезней, в том числе от появившейся к тому времени глухоты.

На основании записей в трех книгах — канонах «Су вэнь» и «Лин шу», а также в ныне утерянной «Хуанди мин тан цзин» (Канон Желтого императора [о точках] из Светлого зала) — Хуанфу Ми с помощью сына и учеников создает книгу «Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания), в которой систематизировал названия, места расположения, показания к применению, а также технику укалывания и прижигания 349 канальных точек. Эта книга издана в 282 г. и считается самой ранней из специально посвященных чжэньцзю-терапии, оказав огромное влияние на ее дальнейшее развитие.

Хуанфу Ми также был автором нескольких исторических сочинений.

Прослышав об учености Хуанфу Ми, император У-ди, правивший с 265 г., пригласил прибыть его ко двору и занять должность воспитателя наследника престола с высоким жалованием. Однако Хуанфу Ми в изящной стихотворной форме сказал, что преклоняется перед врачами древности, очень любит медицину и хочет посвятить жизнь ее изучению. Император, восхищенный его поэтическим талантом, преподнес в дар несколько медицинских книг.

Кусакина М.В., Овсянникова И.Ф.
 



ЛИТЕРАТУРА

1. Аурикулотерапия (http://aurikuloterapia.ru)
2. Ботаника, А. Антонов, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.), СПб., 1890—1907.
3. Википедия (http://ru.wikipedia.org)
4. Гиппократ. Избранные книги. М., Гос. изд-во биол. и мед. литературы, 1936
5. Краткая история биологии. От алхимии до генетики, А.Азимов, пер. Л.А.Игоревский
6. Лекарственные травы (http://travus.ru)
7. Медицинская библиотека (http://hameleon.su)
8. О назначении частей человеческого тела, К. Гален
9. Сто великих врачей, М., «Вече»
10. Сушрута Самхита, пер. Ю.В.Сорокиной, 2001-2005
11. Теоретические основы китайской медицины (Серия «Китайская чжэньцзю-терапия»), Белоусов П.В., Алматы, 2004
12. Центр Восточной Медицины "ЗДОРОВЬЕ" (http://www.orientalmedicine.ru/)
13. Энциклопедия Кольера, Открытое общество, 2000.

Дата создания: 22.06.2014 22:37
Дата обновления: 23.06.2014 07:04